Баннер
Баннер

Нужно ли платить в магазине за испорченный товар

Если вы случайно повредили товар в магазине, разбили стеклянную банку с огурцами, например, то, казалось бы, вам его и оплачивать.

Но так ли это на самом деле? Что говорит закон по вопросу, нужно ли платить за товар, случайно разбитый в супермаркете?

В торговых отношениях между продавцом и покупателем имеет важное значение момент передачи товара.

Риск случайного повреждения переходит на покупателя только тогда, когда товар передан ему полностью, то есть, вы имеете на руках подтверждающий документ - кассовый чек.

До этого все подобные риски лежат на собственнике товара - на магазине.

Статья 493 ГК РФ "Форма договора розничной купли-продажи" гласит:

"Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара."

И за порчу товара в магазине вы платить не обязаны. Во всяком случае, прямо сейчас.

Плату за разбитый товар магазин может взыскать с вас только через суд, если докажет, что вы сделали это специально, а не потому, что банка с огурцами слишком высоко и неудобно стояла, или вы запнулись за упаковку неразложенного товара, которые в крупных супермаркетах находятся в зале постоянно.

Практически в 100 % случаях владельцы магазинов не будут ввязываться в судебное разбирательство, да и доказать умышленную порчу пакета с крупой будет проблематично.

Поэтому администрация рассчитывает на незнание закона и совесть покупателей, пугает их охраной и бессовестно требует платить за разбитый или случайно поврежденный товар.

Однако, не стоит думать, что можно портить товар и оставаться при этом безнаказанным.

Пока вы еще не являетесь покупателем данного изделия, при причинении вами ущерба магазину против вас будет действовать иная статья — № 1064 ГК кодекса РФ, согласно которой:

«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

В противном случае, получится, что можно ходить по магазину, делать с продукцией все, что вам захочется, и ни за что не отвечать.

Но в этой же статье 1064 Гражданского Кодекса РФ есть и другой пункт:

"Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине".

Все мы видели снующих по магазину уборщиц с очень мокрыми и мыльными тряпками.

Если вы поскользнетесь на мокром полу и упадете на полку магазина, то вина будет полностью на магазине.

Задели товар на полке, проходя по узкому проходу и уронили что-то на пол - тоже вина магазина.

Товар упавший с ленты конвейера перед кассой, даже если вы его плохо положили - также не может быть оплачен вами.

Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра.

Согласно СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (пункт 1.111), ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:

  • 1,4 м — при торговой площади до 100 м2
  • 1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м2
  • 2 — при торговой площади св. 150 до 400 м2
  • 2,5 — при торговой площади св. 400 м2

Если вы видите, что эти нормы явно нарушены, грозите, что будете жаловаться:

  • на мокрые полы и шаткое положение товара на полках - в Роспотребнадзор
  • на узкие проходы и коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор

Не забудьте зафиксировать место нарушения на камеру телефона. Вряд ли после этого у магазина останутся к вам какие-то претензии, потому что штрафы будут намного выше нанесенного вами ущерба.

А вот покупатель будет виноват в следующих случаях:

  • вы сами взяли в руки товар и случайно уронили
  • намеренно разбили продукцию
  • к порче товара привели бег в магазине, драки, состояние алкогольного опьянения и т.д.

После оплаты (только добровольной!) и получения чека товар становится вашей собственностью, и его можно забрать с собой.

Если вы считаете, что порча товара произошла не по вашей вине, сделайте запись в жалобной книге с подробным описанием случившегося, требуйте составления акта о порче товара, в котором обязательно напишите свои объяснения, а также найдите 2 свидетелей, которые могут подтвердить, что вы действительно не виноваты.

Внимание! При составлении акта требуются ваши паспортные данные. Не давайте документ в руки представителям администрации (только полиция имеет на это право), были случаи, что его забирали, как "залог".

После этого нужно заявить, что стоимость товара вы оплачивать не собираетесь и оставляете администрации право обратиться в суд на основании составленных документов.

Как правило, на этом все и заканчивается, ведь во время судебного процесса магазин обязательно подвергнется ряду проверок, при которых будет обнаружено немало нарушений.

При первых признаках того, что конфликтная ситуация может перейти в физическую расправу, вызывайте полицию.

Если охрана магазина не выпускает вас и ведет себя грубо, есть статья 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП.

Вежливо сообщите, что согласны оплатить поврежденный товар, но только после соответствующего решения суда.


(1 Проголосовало)


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Погода

Баннер
Товар года!
Баннер