Баннер
Баннер

Дислексия и дисграфия: проблемы нарушения письма и речи у детей школьного возраста

Школьные годы - это еще один большой этап в жизни вашего ребенка. Столько всего нового нужно узнать, понять, запомнить. И со столькими проблемами могут столкнуться родители в это время... Часто у школьника-первоклассника возникают такие проблемы с письмом и родной речью, как дисграфия и дислексия. Что же это такое, и как с ним бороться?

Дислексия

дислексия у детейДислексией называют стойкое нарушение чтения. Встречается она у 5-6 % школьников, в 3-4 раза чаще у мальчиков. Ученые выяснили, что к дислексии существует генетическая предрасположенность, поскольку часто ей страдают сразу несколько членов семьи. Наиболее заметным такие нарушения становятся ко второму классу на фоне других учеников. Со временем дислексия у детей проходит, но иногда остается и в более старшем возрасте.

Школьники, страдающие этим нарушением допускают следующие ошибки при чтении:

  • пропуски звуков и добавление ненужных, также начальных слогов
  • перемена букв местами
  • искажение звучания слов
  • низкая скорость чтения
  • нераспознавание близких звуков типа Б-П, Д-Т и др.
  • нарушение понимания прочитанного

Часто возникают проблемы с аудированием - восприятием и пониманием чужой речи на слух и дальнейшем использовании ее в речи собственной, а также при чтении и письме. Поэтому такие виды работ, как пересказ и изложение даются детям с дислексией с большим трудом.

Психологи и логопеды в настоящее время владеют самыми современными методиками коррекции дислексии. Поэтому очень переживать по этому поводу не стоит, но обратиться к специалисту за помощью нужно обязательно.

Дисграфия

Дисграфией психоневрологи называют нарушение письма в течение длительного времени. В их диктантах содержится множество стойких специфических ошибок, обычно не связанных с какими-либо грамматическими правилами. Это:

  • слипание слов (На елижит - на ели лежит)
  • слитное написание слов в предложении (Лена идет в школу - Ленаидет вшколу)
  • деление слов на части (тетрадка - тет радка)
  • раздельное написание частей слова (наступает - на ступает)
  • ошибки в ударных гласных буквах
  • Путаница в буквах З и Э, Р и Ь, Ш и Щ
  • отсутствие знаков препинания
  • пропуски, добавление лишних букв, их перестановка и замена

Также насторожить вас должны медленный почерк, трудности в удержании строки, непонятной формы и разного размера буквы, неиспользование заглавных букв. Дисграфия у детей в будущем может привести к различным комплексам, чувству собственной ущербности, нежеланию учиться, одиночеству в коллективе.

дисграфия у школьниковРанее причиной дисграфии у школьников считались некоторые социальные факторы - запущенность ребенка или плохие педагоги. Теперь же врачи-психиатры находят ММД - минимальную мозговую дисфункцию, ошибок в работе подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за организацию письменной речи. Минимальные нарушения не мешают нормальному развитию школьника, но все же следует обратиться в первую очередь к психиатру (а затем уже к психологу или логопеду), возможно, чтобы активизировать работу коры мозга с помощью абсолютно безвредных лекарственных средств. Но перед любой коррекцией требуется грамотная и комплексная диагностика проблемы. Также возможные причины кроются в нарушении речевого слуха и устной речи и, если ваш ребенок - левша, а его заставляют писать правой.

При подозрениях на дисграфию не следует заставлять ребенка переписывать упражнения или много писать под диктовку, упрекать малыша за его ошибки. Постарайтесь вселить в него уверенность в собственных силах, и в том, что в будущем у него все получится. И вплотную нужно заняться именно чтением, чтобы развить особое зрение на буквы, запомнить и научиться воспроизводить их очертания. Вам помогут речевые игры, магнитная или разрезная азбука, яркие красивые книжки с крупными буквами, картонные веера со звуками, целыми словами и элементами слов, которые вы без труда сможете найти в детских и книжных магазинах.

Также дислексиком и дисграфиком (а часто эти нарушения идут рука об руку) может стать абсолютно любой ребенок, который пришел в школу без знания алфавита. Ведь быстро все понять и освоить в классе, где 20-30 учеников и всего один преподаватель (бывает, что не всегда грамотный и ответственный), маленькому человечку, оставшемуся без поддержки родителей в абсолютно новой для него среде, может быть очень и очень сложно. Поэтому психологической подготовке к школе и его обучению азам разных наук нужно уделить много внимания, чтобы у ребенка не возникло таких проблем, как дислексия и дисграфия, в будущем.


(3 Голосов)



Новые статьи:
Предыдущие статьи:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Погода

Баннер
Товар года!
Баннер